Иначе преобразований в сельском хозяйстве ожидать сложно
В России сельское хозяйство при всех режимах всегда было головной болью, особенно в нашей полосе, которую когда-то нарекли зоной рискованного земледелия. Что нужно сделать, чтобы мы сами могли прокормить себя? Об этом наш разговор с председателем комитета Законодательного собрания области по агропромышленному комплексу Игорем Тюриным.
Своего у нас мало
- Игорь Александрович, существует расхожее суждение, что сельское хозяйство как черная дыра: поглощает деньги, а отдачи - никакой…
- Если мы посмотрим на общемировую практику, то увидим, что треть бюджета Евросоюза, колоссальнейшие деньги, идет на поддержку реального сектора сельскохозяйственной экономики. Средняя поддержка, скажем в Германии, составляет от 275 до 700 евро за гектар земли в год только за то, что крестьянин просто обрабатывает землю! И такая тенденция везде, и не только в Европе.
- Сегодня все говорят об экономической независимости и продовольственной безопасности. Но если зайти в любой магазин, то овощей и фруктов из России, тем более из Нижегородской области, там крайне мало…
- Чтобы продавать свое, нужно свое иметь. Приведу пример. Россия в течение года потребляет около 7 миллионов тонн яблок. Из них только 25,5 процента выращивается на территории РФ. Остальные завозятся извне. Такая же ситуация и по другим позициям. Хотя по молоку, по куриному мясу и свинине наша область обеспечивает себя полностью, и даже есть излишки. Мало же выращивается овощей потому, что никто не строит инфраструктуру. Например, с нуля возвести теплицу стоит порядка 100 миллионов рублей на 1 гектар. Эти деньги окупятся не скоро. Кроме того, есть острая нехватка специалистов, ведь выращивать овощи в закрытом грунте - целая наука. На сегодня у нас в области нет нормальных профессиональных площадок для выращивания даже яблок. Кстати, потребление свежих овощей и фруктов в странах Европы составляет порядка 180 килограммов в год на человека, в США - больше 200. У нас же всего 40 килограммов. А ведь известно: чем больше человек ест овощей и фруктов, выращенных в своей местности, тем он меньше испытывает проблем со здоровьем.
Увеличить финансирование
- Как считаете, недавно подписанное тройственное соглашение о потребкооперации способно реально спасти село и помочь частным фермерам в развитии?
- Идея, безусловно, правильная. Но чтобы закупать продукцию у населения, нужно иметь элементарные склады. В Европе, кстати, есть объединения мелких производителей. Они выбирают управляющую компанию, которая обеспечивает себя инфраструктурой. У нас таких примеров я не знаю. Мне очень хочется, чтобы наша потребкооперация заработала, но здесь большую роль будут играть управления сельского хозяйства на местах. Они вместе с главами районов должны объединять производителей и искать механизмы хранения и сбыта выращенной ими продукции.
- А что насчет фермерских рынков? Если фермеры будут иметь возможность реализовывать свою продукцию, это может способствовать улучшению ситуации?
- В областном бюджете на поддержку конкретных фермерских площадок денег не предусмотрено. Все, что в этой связи может сделать администрация, это помочь информационно, пригласив фермеров на эти площадки. Ну, возможно еще освободить от арендной платы или уборки мест. В этой связи гораздо важнее те программы, что помогут непосредственно селянам. Например, в апреле решением Законодательного собрания было выделено дополнительно 100 миллионов рублей на субсидирование процентной ставки по кредитам для сельхозтоваропроизводителей. Учитывая то, что нам еще 1 миллиард на поддержку сельского хозяйства выделяет Федерация, сегодня бюджет по этой статье составляет 3,4 миллиарда рублей. Однако могу сказать, что по сравнению с соседними регионами мы здесь серьезно отстаем. Уровень поддержки там в разы больше.
- Что же нужно сделать, чтобы поднять сельское хозяйство?
- Надо вкладывать деньги. Поэтому первостепенной задачей нашего комитета я вижу принципиальный рост дотаций из бюджета, как областного, так и федерального, введение программ и субсидий, которых у нас не было. Тут и увеличение поддержки на гектар обрабатываемой земли, и субсидирование строительства жилья для работников агропрома, и улучшение качества дорожной инфраструктуры, газификация районов. Это оказание помощи на покупку и замену техники, и максимальное восстановление программы питомников и садов на территории области. Есть и другие задачи. Надо восстанавливать льноводство, которое сегодня практически умерло. Мне фермеры часто говорят, что они бы с удовольствием посеяли лен, но не знают, куда его сбывать.
В заключение хочется отметить, что положительная тенденция уже есть. К примеру, в Сергачском районе закладывается ягодник, где будут выращивать голубику, чернику, малину и другие ягоды. Разработана программа для восстановления питомников яблоневых саженцев, и многие фермеры планируют осенью заложить яблоневые сады.
Рафаэль МОРАЛЕС.
Источник: Областная ежедневная газета: "Нижегородские новости"