Казань во времена молодого Ивана Грозного, по словам современника, «допекала Руси хуже Батыева разорения»: казанцы беспрестанно нападали на русские земли, разоряли их, жгли, грабили и убивали людей. Жестокости творили страшные: у пленников отрезывали носы и уши, обрубали руки и ноги, вешали за ребра на железных крюках; русских пленников продавали восточным купцам целыми толпами, словно скот.
Два раза уже юный Иван Грозный ходил под Казань, но не мог взять ее. Походы были неудачны; но во второй поход была построена верстах в сорока от нее крепость Свияжск, откуда русский сторожевой отряд всегда мог наблюдать за казанцами. Тогда Иван Грозный решился взять Казань. Начались большие военные сборы. В половине июня царь простился с женою, принял благословение у митрополита и отправился в Коломну, где должна была собраться рать.
Русские войска обступили Казань. Рать Ивана Грозного была огромна – доходила до 150 000 человек. Главную ее силу составляли стрельцы—это было постоянное пешее войско, учрежденное впервые царем Иваном Васильевичем. Стрельцы вооружены были ружьями и бердышами, и лисекирами. При войске было полтораста пушек.
Пять недель почти стояли уже русские под Казанью; укрепления свои они так близко придвину лик городу, что в иных местах только городской ров отделял их от стен. Десятки тысяч бойцов стой и другой стороны пали в лютых схватках, но взять Казань пока не удавалось. Близилась осень с ее дождями и непогодами, а конца осаде не предвиделось...
Семь недель уже прошло от начала осады. Иван Грозный решился взорвать стену порохом и взять Казань с бою. Взрыв разворотил часть стены; множество людей, земли, камней и бревен взлетело на воздух. Казанцы были ошеломлены; русские воспользовались этим, бросились на город через ров, заваливши его турами; закипела страшная битва.