26 марта председатель комитета Законодательного Собрания Нижегородской области по агропромышленному комплексу, региональный координатор федерального проекта Партии «Единая Россия» «Российское село» Игорь Тюрин принял участие в парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ на тему: «Совершенствование бюджетной поддержки АПК: федеральный и региональный аспект».
Обсуждение существующих механизмов бюджетной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в России прошло с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации ФС РФ, представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ, экспертного сообщества, представителей сельхозпроизводителей.
Открыл заседание Председатель Комитета Государственной Думы РФ по аграрным вопросам Владимир Иванович Кашин: «Бюджетная поддержка сельскохозяйственного товаропроизводства в текущих экономических условиях является ключевым условием развития отрасли. При этом устойчивое развитие сельского хозяйства возможно лишь при сбалансированном подходе к осуществлению мер такой поддержки. Но такой баланс сегодня, к сожалению, отсутствует, как в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства до 2020 года, так и в рамках других государственных программ в части их реализации на сельских территориях. И на этом считаю необходимым сегодня заострить особое внимание».
В ходе парламентских слушаний были обсуждены актуальные аспекты работы и развития агропромышленного комплекса страны.
В 2018 году на поддержку агропромышленного комплекса выделено 242 млрд. рублей. При этом существующие механизмы государственной поддержки отрасли остаются недоступными для многих сельхозпроизводителей.
При фактически неизменённом объёме бюджетных средств, выделяемых на государственную поддержку агропромышленного комплекса в 2016-2018 гг., всё острее ощущается дефицит денежных средств, снижается эффективность государственной поддержки АПК.
Участниками слушаний отмечены проблемы в реализации господдержки, таких как «единая субсидия», закредитованность сельхозпредприятий и несовершенство новой программы льготного кредитования, недостаточное развитие социальной инфраструктуры сельской местности, нехватка кадров и другие вопросы.
Кроме того, отмечалось, что эффект от предоставления господдержки занижается существующим диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства. Рост цен на промышленные товары значительно опережает рост цен на сельскохозяйственную продукцию. В результате снижения закупочных цен на сельхозпродукцию значительная часть господдержки нивелируется, направляется исключительно на покрытие роста цен производителей промышленной продукции, необходимой аграриям, фактически только частично покрывая затраты убыточного производства, не стимулирует производителей внедрять в производство эффективные инновационные технологии.
Важно отметить, что сельскохозяйственные предприятия не имеют возможности оказать существенное влияние на цену реализации производимой ими продукции, и вынуждены принимать цены закупочных организаций и перерабатывающих предприятий.
Анализ основных направлений и мер Госпрограммы выявил, что практически все направления господдержки отрасли направлены на рост производства, и экспорт продукции. Однако стабилизационных механизмов, направленных на повышение устойчивости деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей недостаточно.
В рамках парламентских слушаний были разработаны следующие рекомендации:
- Разработать и принять закон «Об оптовых продовольственных рынках».
- Увеличить субсидии бюджетам субъектов РФ, предоставляемые на оказание несвязанной поддержки товаропроизводителям в области растениеводства, на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, выделить дополнительные средства на поддержку льготного кредитования организаций АПК, на возмещение части затрат на создание и (или) модернизацию объектов АПК.
- Увеличить финансирование реализации мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий».
- Выделить средства на докапитализацию АО «Росагролизинг» для осуществления мероприятий по технической и технологической модернизации АПК.
- Изыскать возможность сохранения субсидирования затрат производителям пищевого и перерабатывающего оборудования на среднесрочную перспективу.
- Внести изменения в Налоговый кодекс РФ:
- в части освобождения сельскохозяйственных товаропроизводителей от налога на движимое имущество организаций;
- распространить применение особого порядка уплаты налога на добавленную стоимость, включив в перечень товаров, налогообложение которых производится по налоговой ставке 10% плодовые, ягодные культуры и виноградники, цветы, выращенные в отечественных тепличных комплексах.
- Обеспечить снижение колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию и поддержание их на уровне, обеспечивающем доход эффективным сельскохозяйственным товаропроизводителям, посредством перехода к постоянно действующему механизму минимальных гарантированных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции.
- Разработать экономически обоснованные пропорции в цене на сельхозпродукцию между сельхозтоваропроизводителями, переработкой и торговлей.
- Разработать дорожную карту по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации. Создать инфраструктуру хранения и сбыта максимально приближенную к сельхозтоваропроизводителю.
- Активизировать работу, направленную на совершенствование и развитие системы подготовки и переподготовки инженерных и рабочих кадров для агропромышленного комплекса, повышение качества образования в аграрных вузах. В целях закрепления специалистов разработать и реализовать меры по их поддержке с учётом решения жилищных и социальных вопросов с привлечением сельскохозяйственных товаропроизводителей по долевому принципу.
По результатам слушаний Игорь Тюрин отметил:
«В современной России роль сельского хозяйства велика и определяется тем, что необходимо выполнить главную задачу, стоящую перед отраслью - обеспечить продовольственную независимость и национальную безопасность страны. Данные цели могут быть достигнуты только на основе формирования стабильного и эффективного сельскохозяйственного производства. От уровня развития аграрного сектора зависит уровень благосостояния и качество жизни населения.
В условиях импортозамещения, при постоянной угрозе политических и экономических санкций, проблемы устойчивого и эффективного развития АПК становятся всё более актуальными. А ведь свыше трети отраслей экономики страны связаны с аграрной сферой.
Слушания прошли в очень живой и конструктивной форме, когда с высокой трибуны звучали не просто лозунги, а вносились конкретные предложения по улучшению ситуации в агропромышленном комплексе страны. Приятно отметить, что и мои предложения были услышаны и внесены в итоговую резолюцию слушаний в качестве рекомендаций для Правительства РФ.
Итоги парламентских слушаний обязательно рассмотрим на ближайшем заседании нашего научно-экспертного совета при комитете по АПК. Есть над чем работать».
Источник информации: официальный сайт Государственной Думы ФС РФ: http://www.duma.gov.ru/